Life is not about waiting for the storms to pass, it is about learning to dance in the rain (С)

06.09.2014

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

На поводке.
В немецком аэропорту. Обвешанная чемоданами, мать российского происхождения везет двоих детей на (бывшую) родину к своим родителям. Их отцу некогда. Он много работает. Со своими малолетними сыновьями женщина говорит спокойно, рассудительно, на хорошем немецком. Один, помладше, - на руках. Второй постарше, лет четырех, уже умеет ходить, поэтому пристегнут поводком к поясу мамы. Чтобы не потерялся. Пока мать пристраивалась к таможенной очереди, делая передышку, подтягивая к себе сползающие чемоданы и младшего ребенка, старший улегся на полу.
- Ой, ты ж вставай скорее, я тебе помогу - кинулась, причитая, к ребенку русская пожилая.
- Не надо, не трогайте его. Если захочет, сам встанет, - осекла ненужную ей сердобольность мать немецких детей.

Шнурки.
В финском аэропорту. Две женщины и пятеро детей с ними. Матери встали у баннера с фотографией счастливой ребятни в ромашковом поле, откупорили бутылку дорогого с виду вина и, не оглядываясь на своих детей, стали угощаться, отпивая с горлышка. У одного из ребят, лет одиннадцати,  угрожающе развязаны шнурки. Он уже довольно далеко отошел от своих. Поймала себя на мысли, что непрестанно слежу за его ногами. Упадет? Расшибется? А, не важно. Захочет, сам себе завяжет шнурки.

Июль 2014г.

Адаптация.
Сегодня лето. Ле-то. Не успеешь оглянуться -  обратно ехать пора. Туда, где в августе в теплых куртках ходят. Но ведь сегодня - лето. Завидуешь сам себе. И каждой клеточкой своего нежного, расслабленного, нагретого солнцем солёного тела, вбираешь в себя морской ветер, щуришься, созерцая стекающие с пальцев в горячие камни последние "умные" мысли.

Тихий, чистый, малолюдный галечный пляж лагеря на Черноморском побережье. На горизонте - детская группа 10-14 лет. Человек семь. Спокойные. Даже задумчивые. Те, кто постарше, в нескольких метрах от нас начинают вальяжно и равномерно укладываться в тени. Один стал лениво расписывать бетонный волнорез углем. Двое, мальчик и девочка, выделяются особенно. И тем, что младше остальных, и какой-то особенной неприязнью друг к другу. Позже появляется "вожак" - женщина среднего возраста, педагог с советским закалом. Тут же, не скинув еще полотенца с плеча, начала распоряжаться, что-то говорить без умолку.  Задорным пионерским тоном повелела раздеваться "до купальника". Всем. Тем, кто не хочет, тоже. 
Далее последовала длинная лекция о том, как важно нынче быть творческим человеком, насколько легко происходит адаптация в любом незнакомом месте, если ты творческая разносторонняя личность. Даже если человек не рисует, не поет и не клеит, когда становится взрослым, маленьким, он обязан всему этому научиться. Дабы развиваться во имя адаптации в этом суровом и непредсказуемом мире. Руководительница стала повторяться, лекция затянулась. Потом началось одностороннее "обсуждение" сценки, которую нужно обязательно отрепетировать и показать кому-то уже сегодня, и она рекомендует выбрать стиль восьмидесятых, придумать костюмы, выучить песню модного в те времена музыкального квартета. Дети отстраненно, но вежливо слушали, задали вопросы по поводу сценки...
 - А теперь мы все идем в воду. Делаем четыре заплыва. Потом играем в "кислый круг" в воде. Потом - свободное плавание. Потом строим фигуры на приз.
 - А приз - это "есть, пить"? - лениво уточнили подростки, подняв подбородки только на последний пункт плана воспитательницы.
- Приз - это "есть, пить", - подтвердила женщина.
В "кислый круг", путаясь в морских волнах, дети играли довольно кисло, но предельно вежливо. Как бы с пониманием относясь к мудрому плану своего развития. Двое младших, тех которые с "неприязнью", игру бросили раньше всех, громко и грозно ругаясь друг с другом в воде, чего-то не поделив. За что с позором были выдворены на берег. Четыре заплыва скомкались до двух, свободное плавание сократилось до минуты. Водные процедуры завершились молниеносно, не заняли и одной трети времени, затраченного на вводную беседу "о творческом". "Вожак" гнала дальше только ей понятный план развлечений, попутно разбирала конфликт младших, а они в это время продолжали переругиваться нехорошими словами. Еле-еле развели поссорившихся в разные стороны. Тут подоспели их  родители. Тихонько начали выяснять, почему их дети злые и не купаются. Выудив какие-то подробности, робко поинтересовались у педагога, могут ли они забрать своих младших, чтобы уйти в другую сторону пляжа.
 - Нет, у нас мероприятие. Разбились по парам, все строим фигуры. И родители тоже строят, - получили уверенный ответ мамы и папы.
Дети, взрослые, разбившись на пары и тройки, стали молча складывать бесформенные кучи из камней...

Без паники.
Эту семью трудно не заметить. Рыжеволосая мама в ковбойской шляпе и с рюкзаком всегда шагает первая. За ней старший сын лет пяти. Серьезный, молчаливый парень. Тоже с рюкзаком. Следом плетется его маленькая сестричка. Года три. Рюкзак за ее спиной бьет ей по ногам. Она никогда не успевает за своими. Но терпит, спотыкаясь о крупную морскую гальку.  Иногда останавливается, позволяя себе всплакнуть, просит чтоб подождали. Тогда  мама разворачивается, смотрит на дочь строго, говорит ей, чтоб поторапливалась, и все трое идут дальше в поисках уютного местечка на пляже. Купаться детям разрешает помногу, пока им самим не надоест, но у самого берега, сама же зорко следит за ними, похожая на львицу, готовую в любой момент схватить заигравшегося детеныша за загривок и уволочь в безопасное место. Но, как правило, все ограничивается короткими указаниями или окриком.
Однажды были сильные волны. Даже для взрослого сильные. Мальчишка, утомившись, скоро вышел, а девочка "застряла" - волны раз за разом сбивали ее с ног, не отпуская на сушу. Выбиваясь из сил, но продолжая бороться, девочка ревела в голос, всё больше теряя ориентир. Мама, вытянувшись в струнку, сидела в трех метрах от дочки и кричала ей, что берег рядом, чтоб та "перестала орать в воде", "включила мозги" и "вылезала оттуда". Девчонка все-таки поборола стихию и выбралась из воды, в конце концов, самостоятельно. А все, кто был в тот день на пляже, узнали, как сильно умеет ругаться рыжеволосая мама в ковбойской шляпе, с рюкзаком и двумя симпатичными малышами.
Август 2014г.

Пусть первый бросит в меня...
На один из Сочинских пляжей пришла отдохнуть местная молодая семья - он, она и двухлетний ребенок. Юная черноглазая Она, быстро скинула с себя одежду, и, оставшись в скромном купальнике, ступила в воду, захватив с собой сыночка. Побулькавшись немного у берега, мальчик вернулся к столь же юному своему папаше и оба они сидели на камушках, наблюдали за купающейся мамой. Вскоре, мужу надоело молча лицезреть на свою женщину, и с улыбками они стали переговариваться на своем языке. Мужчина разговаривал, подбрасывая камушки в воду, ребенок, повторял за ним. Один камень, кажется, чуть не задел плавающую жену и маму. Все трое засмеялись. Муж, не перестал бросать камешки, теперь уже прицеливаясь Сын тоже.
Шутка затянулась. Юной красавице стало трудно удерживать улыбку на своем лице.
Она что-то мягко, убедительно говорила своим мужчинам, уворачиваясь.
Они бросали камни...
 Август 2013г.